22 Апреля 2016 года
Где-то там
США, Детройт
L'Officiel Voyage N°01 май-июнь 2016
Автор: Эмерик Манту

Детройт: возрождено в США

Город-перевертыш, двуликий, как монета. С одной стороны – упадок и разрушение, с другой – успешные начинания, которые пышным цветом прорастают на промышленных развалинах. Мотор-Сити вовсю производит новый продукт.

Детройт: возрождено в США

«Неудача – это возможность начать заново, но уже более мудро. Нет ничего позорного в честной неудаче, позорен страх перед неудачей».Генри Форд

В это трудно поверить, но на пятом этаже здания в стиле ар-деко в центре Детройта, где некогда располагался исследовательский корпус корпорации General Motors, сегодня размещается самая молодая в США часовая мануфактура. Компанию Shinola около трех лет назад создал Том Картзотис, отец часового гиганта Fossil. В залитом солнечным светом помещении с высокими окнами и бетонными наливными полами очень спокойно. Но во всех помещениях трудятся стилисты и лаборанты в спецкомбинезонах, шапочках и перчатках. Жизнь здесь не замирает ни на мгновение, как в улье. Расположившись в ряд за длинными рабочими столами, мастера миниатюрными инструментами работают с крошечными деталями – прямо как в знаменитой долине Жу в Швейцарии, где расположены ведущие мировые часовые мануфактуры. Число сотрудников постоянно растет – в штате Shinola работает уже около 300 человек.

Символ возрождения Детройта, часовой стартап Shinola, развернул свое производство в самом центре города © L'Officiel Voyage France
Фото: Символ возрождения Детройта, часовой стартап Shinola, развернул свое производство в самом центре города © L'Officiel Voyage France

Этот стартап – символ пробуждения города, который вновь стал притягивать художников, предпринимателей и просто творческих людей со всего Восточного побережья США. Не проходит и дня, чтобы здесь не начался выпуск новой марки джинсов, не открылась новая художественная галерея или модное кафе, не поступил в продажу очередной фруктовый сок без искусственных добавок.

На почти развалившиеся многоэтажки, несколько лет назад красовавшиеся на первых полосах мировых изданий, сегодня есть спрос, новые владельцы активно затевают ремонт. 

Знаменитая маркировка «Made in USA» возвращается к жизни. Некоторые местные бренды даже предлагают целые линии продуктов в стиле ретро – от мыла и велосипедов до изделий из кожи и разных напитков.

Все товары тем моднее, чем больше в них узнаваемых черт американской эстетики периода борьбы страны за мировое господство, чем больше в них от 1950‑х и 1960-х, золотого времени Детройта, когда в цехах города, ныне переоборудованных под лофты дизайнеров и спе­циалистов по рекламе, собирали половину всех автомобилей мира.

Бывшая научно-исследовательская лаборатория General Motors сегодня стала пристанищем для многих мелких стартапов, чью продукцию можно найти в местных магазинах одежды и аксессуаров © L'Officiel Voyage France
Фото: Бывшая научно-исследовательская лаборатория General Motors сегодня стала пристанищем для многих мелких стартапов, чью продукцию можно найти в местных магазинах одежды и аксессуаров © L'Officiel Voyage France


Превращение города в оплот моды и главного законодателя американского стиля началось с отступлением ипотечного кризиса 2008 года. Яркие, энергичные коллекции молодых художников, наводнивших центр Детройта, стали настоящим призывом к борьбе за его возрождение. Известные модели, актеры и певцы включились в сражение за город и часто соглашались работать даром (или почти даром), чтобы поддержать молодые таланты.

В баре Astro лучший в Детройте кофе и овсяное печенье © L'Officiel Voyage France
Фото: В баре Astro лучший в Детройте кофе и овсяное печенье © L'Officiel Voyage France

«Ведущие американские глянцевые издания, лучшие стилисты и главные звезды организуют у нас различные мероприя­тия и посещают шоу-румы местных брендов», – рассказывает представитель мэрии. И нет ничего странного в том, что экс-президент США Билл Клинтон недавно приезжал осматривать производство Shinola, одного из немногих предприятий, возникших на еще дымящихся руинах забытого всеми богами и раздавленного чередой кризисов Детройта. Дело в том, что речь идет не просто о городе и не просто о модной тенденции. 

В Соединенных Штатах не принято шутить с тем, что называют национальной идеей, как и со всем, что связано с экономикой.

Население Детройта сократилось с 1960‑х годов с 2,5 миллиона до 650 тысяч человек. А ведь когда-то столица Мичигана была богатейшим городом страны, а автомобилестроение – ее основной статьей дохода. Рискнем предположить, что даже сам Барак Обама воспринимает возрождение Детройта как наглядный пример умения Америки восстать из пепла.

К игре в возрождение подключились и местные шеф-повара: они готовы не гнаться за прибылью, закрывать глаза на низкую рентабельность и при этом состязаться с конкурентами в изобретательности, чтобы стать частью американского меню нашего времени. «Все наши продукты производятся в США, преимущественно в Детройте», – говорит Триш, сотрудница модного бара в центре города.

В успех подобной идеи веришь, когда идешь в полной тишине по пустынному центру Детройта. Разбитые витрины магазинов зияют пустотой или наглухо заколочены, многоэтажные дома стоят без жильцов. Тротуары поросли травой, на крышах шелестят листвой деревья. Поле битвы при Ватерлоо после сражения. Пустующий мегаполис, в чьих башнях красного кирпича полноправными хозяе­вами чувствуют себя голуби. Повсюду надписи «Сдается», «Продается», «Закрыто». Отремонтированы лишь несколько кварталов, жизнь продолжается только вокруг стадиона «Тайгерс» и в клубе любителей американского футбола. Но богатое промышленное прошлое в сочетании с низкой арендной платой привлекает сюда стартаперов вроде Тома. «Детройт не столько бренд, сколько стиль жизни», – уверен он. В нем скрыта неистощимая энергия. Как в хитах Дайаны Росс или группы Supremes, записанных на легендарной местной студии Motown и превратившихся в непременное звуковое сопровождение промышленной одиссеи города.

Молодые художники съезжаются в Детройт по первому зову и порой меняют облик города до неузнаваемости. Как, например, во время светового уличного шоу Dlectricity © L'Officiel Voyage France
Фото: Молодые художники съезжаются в Детройт по первому зову и порой меняют облик города до неузнаваемости. Как, например, во время светового уличного шоу Dlectricity © L'Officiel Voyage France

До сих пор во многих песнях угадываются приметы прошлого города. Так, например, «8 Mile» уроженца Детройта Эминема – это прямая отсылка к шоссе 8 Mile Road, разделявшему богатые белые и бедные черные кварталы города. Не говоря о музыкальных декларациях рокеров или хип-хоперов, воспевших Детройт не менее страстно, чем Джонни Холлидей – кадиллак. И пусть прошлое города связано с автомобилями. Но его будущее могут спасти только музыка и мода. Вот уже два года как молодежь и создатели стартапов, привлеченные низкими ценами на аренду, инвестируют в этот город. Торговый оборот некоторых модных бутиков достигает ежедневно 30 000 долларов. В Детройте есть деньги. И снова есть Ford, Chrysler, GM и другие крупные производства. В момент кризиса все они закрылись. Но те, кто возвращается сюда, первыми срывают банк.

И как символ этого пробуждения в центре города, на Вест-Милуоки-авеню, высится 11-этажная офисная махина, где с 1936 по 1956 год располагалась исследовательская лаборатория General Motors.

Сегодня в здании, где создавалась первая автоматическая трансмиссия и разрабатывались модели истребителей, находятся штаб-квартиры разных предприятий, офисы и мастерские. Идея пустить сюда молодых бизнесменов восхищает своей гениальностью. Попав в это здание, понимаешь, что атмосфера былого производственного величия вполне может вдохновить на новые подвиги. Сегодня здесь шьют джинсы, делают обувь и собирают мебель. Молодые производители, как первопроходцы, создают положительную ауру и привлекают новых.

О процветании Детройта 1950-х сегодня напоминают старинные автомобили на улицах © L'Officiel Voyage France
Фото: О процветании Детройта 1950-х сегодня напоминают старинные автомобили на улицах © L'Officiel Voyage France

Новые компании вдохнули жизнь в центральные кварталы города. Так, имевший раньше дурную славу Олд-Касс-Корридор теперь может похвастать набитым под завязку тапас-баром и множеством мелких мастерских по соседству. Поблизости – Детройтский центр искусств, где жизнь бьет ключом и что ни день, то концерт или выставка. Эффект синергии налицо: при центре процветают не менее 20 магазинов и пивная. «Мы не сомневаемся, что у этого города есть будущее», – говорит Стив Бок, генеральный директор компании по торговле недвижимостью Bedrock. А скрипучие билборды на улицах заверяют, что «настанет время, когда Женеву будут называть швейцарским Детройтом».


Читайте также
Детройт
Путеводители