15 Августа 2018 года
Экспедиция
L'Officiel Voyage N°17 июль-август 2018
Автор: Светлана Зимина, Ирина Рош

«Глади океана не существует»

Французский военный и путешественник Гвенаэл — о том, что чувствует, о чем думает и с какими трудностями сталкивается человек, пересекающий в одиночку Атлантический океан на весельной лодке.

google maps
Фото: google maps

Гвенаэл и его путешествия 

2013 – девятидневный переход через Пиренеи по маршруту GR10 

2014 – восьмидневный переход через Альпы по маршруту GR5

2016 – ультратриатлон Ironman в Стране Басков (плавание 7,8 км, велогонка 360 км, бег 84 км) 

2017 – La Baskley – переход по следам баскского героя, контрабандиста и офицера ВДВ Виктора Итуррии (велогонка 55 км, передвижение со стадом овец 5 км, бег 60 км) 

Rien que du bonheur
Фото: Rien que du bonheur


Как вы готовились к этому одиночному переходу?

Важным моментом был выбор маршрута. Дакар – Куру – это самый прямой и самый быстрый путь пересечения Атлантики в Южном полушарии. Здесь нет циклонов, редки бури и шторма. Это дорога сильных пассатов. Ветра дуют так, что несут лодку в сторону Южной Америки. Я рассчитал, что справлюсь минимум за 40, максимум за 60 дней. Для этого путешествия надо было продумать тысячу мелочей. Я не имел права на ошибку. Почти все путешествие ветер дул мне в спину или с восточной стороны, так что о возвращении нечего было и думать – надо было идти только вперед! Морские волки говорили мне, что если в этом месте Африки бросить в море бутылку, то ее рано или поздно прибьет к берегам Южной Америки. И я был уверен, что так же, как и эта бутылка, однажды доплыву до Гвианы. 

Не каждый опытный моряк решился бы на такое плавание. Что придавало вам уверенность в успехе?

Моя лодка Monotype #64. Таких в мире сделано всего 30, и одна уже пересекала океан в 2014 году. Моя лодка самая новая, когда ее строили, исправили все предыдущие недоработки. 

Rien que du bonheur
Фото: Rien que du bonheur

Ее особенность в том, что, как пробковый поплавок, она не тонет и всякий раз даже после сильного крена возвращается в исходное горизонтальное положение. Если попадаешь в бурю, то просто закрываешься в каюте и пережидаешь. Правда, чувствуешь себя при этом примерно как белье в стиральной машинке.

На борту имеется все для комфортного пересечения Атлантики. Солнечные батареи вырабатывают электричество, самые современные приборы связи не дают почувствовать себя брошенным – я мог даже устраивать видеоконференции. 

Одной из самых важных вещей, придававших мне уверенность в без­опасном исходе экспедиции, был аппарат для опреснения морской воды. Я был уверен: если что-то пойдет не так, без еды я продержусь 40 дней, к тому же смогу рыбачить. А вот без воды протяну не больше четырех дней. Так что опреснитель был предметом первой необходимости и психологически важным элементом оборудования. Как и все самое ценное, он находился в закрытой, водонепроницаемой части лодки на корме. Здесь же располагался мой кабинет, кухня и кровать – место, чтобы присесть, плитка для готовки и матрасик. 


Фото:  Rien que du bonheur

Трансатлантика Гвенаэла в цифрах

50 дней 

4700 км 

1 млн взмахов веслами 

1–2 узла (1,85–3,7 км/ч) –
средняя скорость 

Старт
15 декабря 2017 года,
Дакар, Сенегал, Африка 

Финиш
4 февраля 2018 года,
Иль-дю-Салю (Куру),
Французская Гвиана,
Южная Америка 


Сколько стоит такая лодка?

Ее конечная стоимость – 42 800 евро. Возможно, это одна из самых дорогих лодок своего класса. Из-за работы у меня совсем не было времени оборудовать ее самому, поэтому я заказал ее под ключ – оборудованную по последнему слову техники. Так что пересекать на ней Атлантику было легче, чем убедить спонсоров найти деньги на ее покупку и на само путешествие.

Rien que du bonheur
Фото: Rien que du bonheur

С утра до вечера на веслах в течение двух месяцев – это серьезная спортивная нагрузка. Вы как-то заранее тренировались?

Никаких специальных тренировок я не посещал. И даже не занимался на гребном тренажере. Я знаю свои физические и психологические возможности, потому что проходил сложные курсы на выживание в армии. Я был уверен, что мое тело приспособится к нагрузкам. И не ошибся. Мы можем гораздо больше, чем нам кажется. Надо просто верить в себя и спокойно и целенаправленно двигаться вперед. Именно на это я и хотел открыть глаза людям – на их собственные возможности. И когда мне говорили, что теперь понимают: необязательно пересекать океан, но каждый может однажды, если захочет, превзойти себя и достичь новых вершин, – это была моя главная награда за испытания.

Rien que du bonheur
Фото: Rien que du bonheur

Вы кому-то посвящали свое путешествие?

Это путешествие было посвящено раненым военным, на реабилитацию которых я собирал пожертвования в течение всего перехода. Шесть лет назад я сам перенес ранение, у меня была серьезная травма колена, и я хотел, чтобы другие, глядя на меня, вдохновлялись, стремились к полному выздоровлению, видели, что нет ничего невозможного. Я после травмы смог пересечь океан, значит, у них тоже все получится.

Какой момент был для вас самым трудным?

Самое начало пути. Было почти невыносимо. Тело болело от непривычных нагрузок, меня тошнило от качки. Вначале я проводил на веслах пять часов: греб полтора часа без остановки, потом меня рвало. Обычно в фильмах про путешественников нам показывают гладь океана. Так вот, глади океана не существует. Водные массы все время находятся в движении. Часто на небольшом судне ты идешь словно в тоннеле, за стеной волны даже не видишь горизонта. Или, как серфер, поднимаешься на водяную гору, а потом падаешь и потом снова летишь наверх. Бывало, что ветровые волны достигали 15–20 метров. Сначала я чувствовал себя больным, приходилось пересиливать себя. Но постепенно тело адаптировалось к нагрузкам и качке, я начал выздоравливать. А через некоторое время поймал себя на том, что мышцы сами стали требовать нагрузки, гребля превратилась в наркотик. Последнюю тысячу километров я греб по 10–18 часов в сутки. Я, кстати, надеялся, что окажусь в Гвиане загорелым и мускулистым, с широченными плечами. И что же – загар крестьянина, со следами от майки и такие же, как месяц назад, ручонки.

pexels
Фото: pexels

О чем вы думали, пока гребли?

Было интересно наблюдать за ходом своих мыслей. Сначала ты думаешь о том, что тебя окружает: океане, рыбах, внимательно следишь за собой, за тем, чтобы не было мозолей от гребли и других повреждений, потому что и без этого физически очень тяжело. Через пару часов понимаешь, как все это надоело, просто осточертело! И тогда ты погружаешься в мечты и размышления о своей жизни. В путешествии я научился видеть самое важное и отсекать второстепенное, сделал предложение своей любимой Элизабет. После этого я часто представлял нашу свадьбу, будущих детей, строил планы.

А потом наступает следующая стадия – открывается второе дыхание. Ты просто гребешь и гребешь, ни о чем не думаешь, это похоже на состояние транса. В голове вообще нет мыслей, а только тишина. Из этого состояния выводит только внешний раздражитель, например, рыба сильно плеснет в воде. 

Rien que du bonheur
Фото: Rien que du bonheur

Какие у вас впечатления от рыбалки посреди Атлантического океана?

Рыбалка в открытом океане – увлекательное занятие! Обычно, как только я закидывал удочку, клевала 20-килограммовая дорада. Напрягало то, что надо было полчаса с трудом ее вытаскивать, а руки и так болели от постоянной гребли. Но больше всего мне не нравилось ее готовить. Лодка выглядела как рыбная лавка: кровь, чешуя, куски рыбы на всех поверхностях. А потом это все надо было убирать… Но теперь, когда любители рыбалки жалуются на плохой улов, я просто советую им пересечь Атлантический океан! Насколько монотонной была картинка над водой, настолько же бурлила жизнь под водой: яркие разноцветные рыбки постоянно сопровождали мою лодку, летучие рыбы прыгали вокруг днем и ночью. Бывалые моряки объяснили мне, что если вокруг тебя в море много мелких рыбок, то можно не опасаться акул. А вот если рыбок нигде не видно, то надо быть настороже. Однажды я собрался очистить днище лодки от прилипших водорослей и, пока надевал маску и ласты, видел, что под водой снует очень много разной живности. Я опустился под воду и уже собирался приступить к делу, как вдруг огляделся и заметил: вокруг меня на километр пустое водное пространство, ни одной рыбешки… Я не из пугливых, но, знаете, очень быстро поднялся на борт. Когда под тобой ничего не видно и до дна 5000 метров, не очень хочется купаться. После этого случая я нырял чистить дно лодки от водорослей всего два раза.

Бывало ли вам одиноко в пути?

Острого чувства одиночества не возникало ни разу. К тому же я был все время не один – вел видеоконференции, общался с будущей женой и с людьми, которые следили за моим путешествием в социальных сетях. Да и вообще, посреди океана ты никогда не бываешь один. Вокруг плавают рыбы, летают птицы. Да-да, в центре Атлантики мне несколько раз встречались птицы, но они были такими усталыми, что садились на лодку и давали себя погладить, даже позволяли взять в руки, лишь бы только немного отдохнуть.

pexels
Фото: pexels

Какая встреча стала самой неожиданной?

Стою я в туалете и вдруг вижу, как из моря поднимается большой фонтан воды. И следом вижу огромного кита, точнее его глаз, который смотрит на меня, я слышу его дыхание. И знаете, какая первая мысль пронеслась в моей голове? Вовсе не о самосохранении. Я подумал: «Да что ж это такое! Даже в центре океана нельзя спокойно справить нужду!» 

А какое лучшее воспоминание об этом путешествии?

Финал, момент прибытия на острова Иль-дю-Салю в Куру. Я стоял на твердой земле и чувствовал необычайное удовлетворение: цель достигнута, мечта воплощена в жизнь! А какую встречу устроил военный гарнизон в Куру! С воздуха меня приветствовал параплан, на воде встречали гребцы на каноэ, мы даже немного посоревновались в скорости. Моя Элизабет прилетела. Когда полковник перед строем произносил приветственную речь, я понял, как горд служить во французской армии и как ценю ее поддержку. 

А потом коллеги сделали мне великолепный подарок, о котором я давно мечтал. Через неделю после прибытия мы отправились с Элизабет в экваториальные джунгли на учения по выживанию. Для меня это было очень важным, потому что после серьезных физических усилий, будь то пересечение Атлантики или марафон, нельзя резко останавливаться. Сбавлять темп надо постепенно, иначе мышцы будут болеть еще очень долго. Даже если очень тяжело и уже хочется отдохнуть, надо хотя бы бегать и делать растяжку. Вот и я решил не засиживаться долго на месте.

Rien que du bonheur
Фото: Rien que du bonheur

Что бы вы посоветовали тем, кто только собирается в экспедицию?

Когда очень тяжело и кажется, что совсем нет сил, важно уметь мечтать о самом главном. Мечты помогают нам найти новые ресурсы в себе и двигаться дальше. В жизни нет ничего случайного. Ты сам создаешь свои мечты, потом они становятся целями, затем воплощаются в реальность. Здесь все зависит только от тебя. Главное – это поверить в себя и на своем уровне добиться успеха.

Еще хочу сказать всем, что нужно жить полной жизнью и дарить другим свои позитивные впечатления. Счастья от этого не становится меньше, а наоборот, оно только умножается. 


«Я провел немного времени в открытом море» 

В ходе путешествия Гвенаэл вел  видеодневник. Полностью все эпизоды можно посмотреть в его группе «Ничего, кроме счастья» в Facebook и на сайте rienquedubonheur.com

15 декабря 2017 года
1-й день пути 

Итак, направление – Гвиана! Первый взмах веслами посвящаю любимой Элизабет, второй – моей семье, друзьям и партнерам, а третий – всем, раненным во время военных действий.

18 декабря 2017 года
3-й день пути 

Очень сложно, начинается настоящая депрессия, болезнь. Это надо пересилить, я смогу, надо просто взять курс на Гвиану и подумать о главных вещах.

24 декабря 2017 года
9-й день пути, канун Рождества

Я достал две гирлянды, которые подарил мне друг, и открыл баночку фуа-гра. И этого достаточно. Только в путешествии ты начинаешь по-настоящему чувствовать вкус жизни.

31 декабря 2017 года
16-й день пути 

Накануне Нового года океан сделал мне подарок. Меня сопровождают дельфины. К удаче!

3 января 2018 года
19-й день пути 

Сегодня я расскажу, что делать, если вас укусила медуза! Причем не куда-нибудь, а в ягодицу! Берете крем для бритья и наносите его на укус. Потом берете пластиковую карту. Она, конечно, всегда у вас под рукой – и в центре океана, и на пляже… Красиво размазываете крем и ждете полного выздоровления.

10 января 2018 года
26-й день пути 

50 дней в пути – это не так легко, как мне казалось. Я думал, что буду только грести, а надо делать уборку, готовить еду, мыть посуду, стирать вещи, бриться. На маленькой лодке в океане это оказалось совсем не просто.

16 января 2018 года
32-й день пути 

В океане очень много водорослей! Я не знаю, как они называются, но интересно, что они двигаются в обратную сторону, против ветра и течения.

Приходится нырять, чтобы очистить днище от моллюсков и водорослей, а воду и огромных рыб я не очень-то люблю. 

19 января 2018 года
35-й день пути 

Сегодня день рождения моего младшего брата, и я хочу поздравить его! Мой младший брат – это мой кумир! Потому что уже семь лет он путешествует по всему миру автостопом. У него совсем нет денег, но он всегда в движении, и поэтому для меня он самый богатый человек в мире!

21 января 2018 года
37-й день пути 

Ко мне на лодку запрыгнул кальмар и танцевал. Мне кажется, отличный день, чтобы сделать предложение моей любимой: Элизабет, я скоро вернусь, чтобы открыть бутылку шампанского с тобой!

26 января 2018 года
42-й день пути 

Сегодня весь день вокруг меня кружат косатки... Это редкий вид – черные без пятен. Не знаю, что им надо, но я не боюсь. Я же на своей лодке.

2 февраля 2018 года
48-й день пути 

В три часа утра я в первый раз в океане встретил большое судно – это был французский военный корабль – и впервые за много дней увидел людей. Они интересовались, не нужно ли мне чего-нибудь, и просили разрешения сделать фотографии. Больше всего мне понравилось, что они предложили выпить пива. От пива отказался, а вот сигарет стрельнул.

3 февраля 2018 года
50 дней 4 часа 28 минут пути

Я провел немного времени в открытом море и всего через несколько километров достигну островов Иль-дю-Салю. Я почти на твердой земле. Конечно, пришлось немного поднапрячься. И все равно: жизнь – это только счастье!


Редакция благодарит легион французской армии 3 REI в Куру, Французская Гвиана, за содействие в подготовке материала.