05 Ноября 2019 года
Экспедиция
L’Officiel Voyage № 27 октябрь 2019
Автор: Полина Сурнина

Летучий британец

В августе этого года отреставрированный при поддержке часовой компании IWC легендарный британский истребитель Silver Spitfire отправился в кругосветное путешествие под названием «Самый длинный полет» — во славу дизайна, функциональности и авантюризма.

из архива пресс-службы
Фото: из архива пресс-службы


Пятого августа в 13:30 по местному времени с аэродрома Гудвуд на юге Англии взлетел серебристый одноместный Mark IX Spitfire и взял курс на северо-запад. Так начался первый в мире кругосветный перелет на культовом британском истребителе времен Второй мировой войны, затеянный британцами Мэттом Джонсом и Стивом Бруксом. Пилоты и основатели единственной в мире авиашколы, где учат летать на этих машинах, мечтали о перелете несколько лет – с тех пор как купили у коллекционера Spitfire 1943 года с регистрационным номером MJ271. 

Подготовка заняла два года, но теперь сияющий отполированным алюминием истребитель, с которого стерли защитную окраску и сняли пулеметы, отправился в путешествие – уже под новым регистрационным номером G-IRTY. Прежде чем вернуться домой, он должен преодолеть 43 000 километров и побывать в 30 странах, сделав по пути больше 150 остановок. 

Spitfire

Истребитель Spitfire, сконструированный Реджинальдом Дж. Митчеллом, – легенда в мире авиации. Эллиптические крылья обеспечивали винтовому самолету не только узнаваемый силуэт, но и большую скорость и высокую маневренность. Первый полет прототипа состоялся 5 марта 1936 года недалеко от Саутгемптона. С 1936 по 1948 год было построено более 20 300 самолетов разных моделей, конструкции которых постоянно дорабатывались и улучшались, что сделало Spitfire одним из лучших истребителей Второй мировой войны – и уж точно самым массовым. Максимальная дальность полета Spitfire с полным боекомплектом составляла 750 километров.


Первая ночевка была запланирована в шотландском Лоссимуте. Перелет разбили на две части: до Ньюкасла самолет пилотировал Мэтт, а там его сменил Стив. Из-за погоды в Лоссимуте пришлось ненадолго задержаться. Джонс вылетел в сторону Фарер, но вернулся обратно: видимости мешали тяжелые облака. Во время реставрации G-IRTY бережно сохранялись оригинальные детали и технологии, так что полноценной спутниковой системы навигации в самолете нет, хотя в соответствии с современными требованиями безопасности некоторые спутниковые и трекинговые устройства установить все же пришлось. Однако в полете пилот может рассчитывать в основном на себя – и немного на экипаж самолета сопровождения Pilatus PC-12, на котором перемещаются второй пилот, главный инженер экспедиции Джерри Джонс, директор экспедиции Лахлан Монро и съемочная группа.

из архива пресс-службы
Фото: из архива пресс-службы


Впрочем, именно этот уровень ответственности пилотам и нравится. «Оказавшись в кресле Spitfire, я ощущаю невероятную свободу, – говорит Мэтт Джонс. – Твоя жизнь в твоих собственных руках, нет никакой автоматики, которая говорила бы тебе, что делать и чего не делать, как в современных самолетах. Ты можешь принимать любые решения, и машина обеспечивает для этого маневренность и мощь». 

из архива пресс-службы
Фото: из архива пресс-службы


Однако при всей мощности Spitfire не был создан для дальних перелетов: даже с дополнительным топливным баком в режиме экономии он способен пролететь всего 1500 километров. Поэтому маршрут планировали с особой тщательностью. Из Шотландии G-IRTY отправился на Фарерские острова, потом в исландский Рейкьявик, а оттуда в Гренландию и Канаду. С остановкой в Исландии пилоты смогли перебраться через Атлантику без риска, что кончится топливо. Бонусом послужили фантастические панорамы Гренландского ледяного щита, второго по размеру после Антарктического. «За эту неделю мы получили столько впечатлений, что хватит на год», – говорят пилоты. 

Маршрут

Экипаж должен вернуться домой к Рождеству: экспедиция продлится четыре месяца, включая двухнедельный перерыв на свидания с семьями. Spitfire вылетел из Гудвуда на юге Англии, пересек Атлантику с остановкой в Исландии и добрался до Канады. Затем он направился в США (на момент, когда номер подписывался в печать, подлетал к Аляске). После пересечения Тихого океана через Берингов пролив Spitfire попадет в Россию, а оттуда отправится в Японию и Юго-Восточную Азию. Пролетев Индию и Пакистан, самолет вернется в Европу через Ближний Восток.

Следить за экспедицией можно в социальных сетях проекта:
instagram.com/thesilverspitfire
facebook.com/thesilverspitfire


В Исландии экспедиция немедленно попала на первую страницу самой многотиражной газеты Fréttablaðið. «Очень много интереса к нашему замечательному самолету, чего мы и добивались», – сказал по этому поводу Стив Брукс. Он часто говорит в интервью о том, как девять лет назад небольшую новость о покупке их первого двухместного Spitfire перепечатали газеты в 72 странах мира. «Тогда мы не сообразили, почему это произошло, – рассказывает он. – Но сейчас уже понимаем, что Spitfire – легенда не только в Великобритании, но и во всем мире. Этот самолет вызывает у всех море энтузиазма! Сначала я хотел полететь на нем в Южную Африку, но Мэтт сказал: «Ну нет, мы отправимся в кругосветное путешествие».

из архива пресс-службы
Фото: из архива пресс-службы


После каждых 25 часов налета истребитель должен проходить техосмотр. Первый состоялся в Канаде в аэропорту Гатино – Оттава, на территории которого расположен музей исторических самолетов Vintage Wings of Canada. «G-IRTY в хорошей компании», – сказали в видео­блоге экспедиции на YouTube пилоты о коллекции, в которой наряду с другими машинами есть и несколько Spitfire. А 21 августа пассажиры сопровождающего Pilatus PC-12 смогли запечатлеть Spitfire над статуей Свободы в Нью-Йорке. Команда планирует, что в дальнейшем истребителю удастся попозировать на фоне и египетских пирамид, и Великой Китайской стены. 

MJ271

из архива пресс-службы
Фото: из архива пресс-службы


Самолет был построен в 1943 году на британском заводе Castle Bromwich. Во время Второй мировой войны истребитель участвовал в 51 военной операции: им управляли пилоты из Австралии, Канады, Норвегии, Тринидада и Великобритании. После войны самолет достался Королевским военно-воздушным силам Нидерландов и 25 лет провел в Музее военной истории в Делфзейле на северо-востоке Голландии. Затем он попал в авиационный музей рядом с амстердамским аэропортом Схипхол, а в 2006 году оказался в Великобритании. 

Перед кругосветным перелетом самолет перегнали в ангар в Даксфорде, и 15 инженеров занялись его реставрацией, предварительно полностью разобрав. Все детали были тщательно проверены, очищены и при необходимости заменены на аутентичные с подобных самолетов. Был проведен капитальный ремонт двигателя, а еще самолет модифицировали для перелетов на большие расстояния: поставили дополнительные топливные баки, новую приборную панель и некоторые современные средства безопасности. Для создания зеркального покрытия применялась специальная процедура, позволившая сохранить оригинальную патину. 

Технические характеристики:

Длина: 9,46 м
Размах крыла: 11,22 м
Двигатель: Rolls-Royce Merlin 63 с 1650 HP
Максимальная скорость: 656 км/ч на высоте 7600 м
Дальность полета: 1500 км (с дополнительным топливным баком в режиме экономии топлива)
Экипаж: 1 человек Максимальный взлетный вес: 4309 кг


Перед началом экспедиции пилоты рассказали о своих целях, опасениях и ожиданиях.

Мэтт Джонс и Стив Брукс: 
«Наша цель — пробудить в людях интерес к авиации» 

Фото: из архива пресс-службы

Мэтт Джонс

Родился 28 октября 1973 года в Великобритании. Работал в бизнес-авиации в Лутоне и Лондоне. В 2010 году вместе со Стивом Бруксом основал Boultbee Flight Academy. Совместно с Королевским фондом запустил в Великобритании инициативу Spitfire Scholarship для ветеранов авиации, которых учат летать на Spitfire. До экспедиции налетал на Spitfire 350 часов. 


Фото: из архива пресс-службы

Стив Брукс

Родился 15 января 1961 года в Великобритании. Много лет проработал в сфере инвестиций в недвижимость, делал вложения в энергетические стартапы. Кроме академии у него есть компания, которая развивает лондонские девелоперские проекты, а также компания, владеющая коллекциями винтажных автомобилей и самолетов. В его активе уже есть один рекордный перелет: Брукс первым в мире перелетел на вертолете с Северного полюса на Южный, на что ушло около двух лет. 


Как вам пришла в голову идея облететь мир на Spitfire именно в коллаборации с IWC?

С.Б.: Мы знакомы с компанией еще с момента основания Boultbee Flight Academy и поддерживаем дружеские отношения много лет. Нас объединяет любовь к инженерным решениям и точности, ведь и то и другое нужно в избытке, если вы хотите создавать лучшие в мире часы или самолеты. IWC выпускала надежные и функциональные часы для пилотов многие десятилетия. Так что работать вместе – это был естественный выбор. 

Где вы нашли этот Mk. IX Spitfire?

М.Д.: Мы выкупили машину у одного британского коллекционера несколько лет назад. 

Легко ли было отреставрировать самолет?

С.Б.: Находить оригинальные запчасти взамен изношенных и не подлежащих восстановлению было очень трудно. Но нам было важно сохранить как можно больше исторических деталей. Так что в основном мы старались обходиться чисткой и ремонтом. 

Какая у экспедиции цель?

М.Д.: Наша цель – пробудить в людях интерес к авиации. Мы хотим, чтобы о нас и нашем самолете услышало как можно больше людей. Заодно это позволит напомнить, что Великобритания – это по-прежнему мощная держава. 

Что будет самым трудным во время полета?

С.Б.: Погода, которая обещает быть очень разной. Кроме того, полет на самолете, который произвели в 1943 году, по понятным причинам требует большой концентрации и сил. 

С какими сложностями вы уже столкнулись?

М.Д.: В основном со сложностями, связанными с логистикой. Нам нужны разрешения на полет над воздушным пространством каждой страны и на посадку в каждом аэропорту, а также размещение, два типа топлива для двух самолетов и не забыть оформить визы всем членам команды. Нам нужно предусмотреть возможность вызвать запасных пилотов и инженеров на случай, если кто-то заболеет. Многое нужно спланировать и скоординировать. 

Вы будете лететь на Spitfire по очереди. Как долго будет длиться каждый перелет и какую дистанцию вы будете преодолевать за это время?

С.Б.: Во многом это зависит от условий. Мы поделили путь на неравноценные по расстоянию отрезки: от 160 до 725 километров. Максимальное расстояние для одного дня – 1500 километров (конечно, столько мы будем пролетать не каждый день).

В этом году исполняется 500 лет первому в истории кругосветному плаванию Фернана Магеллана. Есть ли параллели между этим предприятием и вашей инициативой?

С.Б.: Магеллан сделал то, чего не делал никто до него. Он расширил границы доступного человечеству. Мы надеемся, что и у нас это получится.

Какие остановки на маршруте интригуют вас больше всего?

М.Д.: Мы очень ждем каждую из запланированных остановок, потому что везде есть истории, так или иначе связанные с истребителями Spitfire. Мы знаем, что нас везде будут принимать с энтузиазмом. Но особенно мы ждем полетов к памятникам ЮНЕСКО, на фоне которых Spitfire будет смотреться очень эффектно. Это Большой Каньон, Великая Китайская стена, Тадж-Махал, Хармандир-Сахиб и Петра. 

Где именно в России вы будете останавливаться?

С.Б.: Нашей первой остановкой станет бухта Провидения в юго-восточной части Чукотского полуострова. Затем мы отправимся вдоль восточного побережья на юг и покинем территорию России, вылетев из аэропорта Хабаровск-Новый. 

Вам знакома советская страница истории Spitfire? Вы хотели бы узнать о ней больше, находясь в России? Начиная с 1942 года с санкции Черчилля в СССР было отправлено около полутора тысяч этих самолетов.

М.Д.: Немного знакома, но мы будем рады узнать о ней больше. Одна из целей этой поездки – познакомиться с местными жителями, чтобы услышать от них истории о летчиках, которые воевали на Spitfire в России. И вдохновить новых людей на знакомство с ним.

Самые длинные и короткие перелеты на данный момент? 

С.Б.: Самым длинным был перелет из Исландии в Гренландию над океаном. Самый короткий на данный момент – из Санта-Моники в Мохаве, он занял 40 минут. 

Какие-нибудь страны отказали в доступе в свое воздушное пространство?

М.Д.: К счастью, нет. 

Что для вас лично означает летать на Spitfire?

М.Д.: Как и многих мальчишек, меня всегда манило небо. Летать для меня – это свобода. Это побег от всего земного. За штурвалом Spitfire легко забыть, что ты в самолете, потому что его крылья ощущаются как твои собственные. Ты полагаешься на двигатель Rolls-Royce и на британское качество и знаешь, что все будет хорошо. 

Так важно, чтобы истребители Spitfire продолжали летать, а не пылились в музеях. Это особенные самолеты, и люди должны знать и чувствовать их. Для любого человека первый полет на Spitfire – это источник невероятных эмоций. А еще большая честь, которая раньше выпадала не всем. В трудные для Великобритании и всего мира времена ими управляли очень храбрые мужчины и женщины. Эти самолеты нужно уважать и помнить, и спасибо IWC за помощь в этом. 

С.Б.: Я считаю, что XX век был самым вдохновляющим периодом в истории дизайна и инженерного искусства, и Spitfire – лучшее тому доказательство. Идеальное сочетание функциональности и формы, придуманное в Великобритании. Свобода движения, совершенный баланс между точностью и мощью. Как и от часов IWC, от Spitfire невозможно не прийти в полный восторг – именно его я и испытываю.


По случаю экспедиции компания IWC представила новую линейку моделей Spitfire из коллекции часов для пилотов. На их разработку специалистов часового дома вдохновил лаконичный дизайн модели Mark 11 это – первые навигационные часы, созданные в Шаффхаузене (швейцарский город, где расположена часовая мануфактура IWC. – Прим. ред.) для Королевских военно-воздушных сил в 1948 году. Все модели новой линейки оснащены высокоточными калибрами IWC. 

из архива пресс-службы
Фото: из архива пресс-службы


Pilot's Watch UTC Spitfire Edition «MJ271» 

из архива пресс-службы
Фото: из архива пресс-службы


Часы выпущены ограниченной серией из 271 экземпляра. 

Корпус из бронзы, оливковый циферблат, позолоченные стрелки, коричневый ремешок из телячьей кожи. 

из архива пресс-службы
Фото: из архива пресс-службы


из архива пресс-службы
Фото: из архива пресс-службы


В мануфактурный калибр IWC впервые встроена функция Всемирного координированного времени (UTC). Благодаря этому устанавливать время второго часового пояса чрезвычайно просто. При вращении заводной головки, находящейся в центральном положении, часовая стрелка сразу передвинется на час вперед или назад. Если вы пересекаете международную демаркационную линию суточного времени, информация на указателе даты автоматически обновляется. Время домашнего региона можно посмотреть в изогнутом указателе UTC в верхней части циферблата. Мануфактурный калибр IWC 82710 оснащен системой автоматического подзавода с компонентами из керамики и обладает запасом хода до 60 часов. 

Big Pilot's Watch Perpetual Calendar Spitfire 

из архива пресс-службы
Фото: из архива пресс-службы


Модель представлена ограниченной серией из 250 экземпляров. 

Корпус из бронзы, оливковый циферблат, прозрачная задняя крышка из сапфирового стекла, позолоченные стрелки, коричневый ремешок из телячьей кожи. 

Мануфактурный калибр IWC 52615 обладает запасом хода до семи дней. Прочные компоненты системы автоматического подзавода выполнены из износостойкой керамики. Вечный календарь учитывает високосные годы и продолжительность календарных месяцев и потребует корректировки лишь в 2100 году. Двойной указатель фазы Луны определяет ее точное положение в Северном и Южном полушариях и только через 577,5 года нужен будет перевод вручную на один день.