21 Марта 2018 года
Экспедиция
L'Officiel Voyage N°14 февраль-март 2018
Автор: Ольга Растегаева

Volvo Ocean Race: 45 тысяч миль вокруг света

Девять месяцев азартной, рискованной игры с четырьмя океанами, циклонами и пассатами, задиристым ветром Cape Doctor, стужей Антарктики и жарой тропиков. Ради одной победы.

Volvo  Ocean Race: 45 тысяч миль  вокруг  света
Фото: Konrad Frost/Volvo Ocean Race

Стартовав 22 октября 2017 года, гонка Volvo Ocean Race финиширует в июне 2018-го. Это самое продолжительное спортивное соревнование на планете. За его ходом следят миллионы человек. Право называться чемпионами кругосветной регаты оспаривают сильнейшие яхтсмены мира. Чем так притягательна гонка, которую сами спортсмены называют безжалостной и кровавой? Ради чего в течение девяти месяцев состязаться с ветрами, течениями и своим организмом? И почему даже победа не повод отказаться от новых испытаний?

73 БЕССТРАШНЫХ

В гонке Volvo Ocean Race сезона-2017/2018 принимают участие семь команд. В фавориты специа­листы и букмекеры определили два экипажа – грозных испанцев из Mapfre, ведомых шкипером Хавьером Фернандесом, и китайскую команду Dongfeng Race Team, которую собрал дерзкий француз, бронзовый призер прошлой регаты Шарль Кодрелье. Экипажи Brunel, AkzoNobel и Vestas 11th Hour Racing вполне способны составить конкуренцию дуэту лидеров. Еще для двух команд, Scallywag и Turn the Tide on Plastic, важна скорее не победа, а участие. Хотя трудно предположить, что единственная женщина-шкипер гонки Ди Каффари, возглавляющая Turn the Tide on Plastic, не мечтает о лидерстве, тем более что она участвует в гонке Volvo Ocean Race уже второй раз.

На гонку заявлены 73 профессиональных яхтсмена, большинство – суперзвезды мирового парусного спорта, неоднократные победители Кубка Америки и Олимпийских игр: Хавьер Фернандес, Мартин Граэль, Пит Берлинг и Блэр Тьюк, Тамара Эчегоен. 14 человек из команд этой регаты уже выигрывали Volvo Ocean Race в составе разных экипажей в прошлые годы – вот мило улыбается на камеры морской волк Стю Беннетайн из Dongfeng, он трижды выигрывал кругосветку.

«К счастью, человеческий разум способен забывать о плохом и оставлять в памяти только самое хорошее. Поэтому мы вновь и вновь возвращаемся на старт гонки». Стю Беннетайн, команда Dongfeng

Есть и те, чьи личные амбиции пока не удовлетворены, например, шкипер команды Brunel Бауэ Беккинг: он принимает участие в гонке в восьмой раз, дважды был вторым, но победа предательски ускользала каждый раз из-под киля его лодки. 

Ainhoa Sanchez/Volvo Ocean Race
Фото: Ainhoa Sanchez/Volvo Ocean Race
Гонки Volvo Ocean Race проводились уже 12 раз. Моря и океаны бороздили 162 лодки, 29 из них не дошли до финиша из-за поломок и кораблекрушений

Впервые в истории регаты Volvo Ocean Race на старт вышли смешанные команды – раньше экипажи могли быть исключительно женскими или мужскими. Отныне шкиперам разрешено брать в команду двух женщин. Этим правом воспользовались все без исключения команды – в гонке-2017/2018 принимают участие 17 женщин. Моряков лично подбирает шкипер, количество членов экипажа, выходящих в море, может быть разным. На борту одновременно могут находиться семь мужчин и одна или две женщины. На семь женщин также приходится один или двое мужчин. Еще один вариант – вступить в гонку экипажем, состоящим из пяти мужчин и пяти женщин. В случае если шкипер решил выйти в море исключительно мужским составом, экипажу придется соревноваться всемером. Ограничений по возрасту нет, однако правила предписывают иметь в составе команды минимум двух молодых людей в возрасте до 30 лет. На этапах шкипер на свое усмотрение может менять членов команды, выбирая из запасных яхтсменов, заявленных на гонку.

«Сосульки на мачтах, предельно низкая температура воды и перепады давления – не самое страшное, что может случиться с лодкой в Южном океане. По моему опыту, именно на этом этапе лодкам наносится наибольший урон. Впрочем, сейчас яхты намного прочнее, но все еще могут получить повреждения» Бауэ Беккинг, шкипер, команда Brunel

11 ЭТАПОВ ИСПЫТАНИЙ  

Периодичность регаты Volvo Ocean Race составляет три года. 13-я по счету Volvo Ocean Race станет самой протяженной за всю историю, участникам предстоит пройти 45 тысяч морских миль, это 83 тысячи километров, почти пятая часть расстояния от Земли до Луны. Кругосветная регата стартовала в октябре 2017 года в Аликанте, чествовать чемпионов будут в Гааге в июне 2018 года. Регата разделена на 11 этапов, между ними экипажи чинят лодки, отдыхают и принимают участие в портовых гонках. Стоянки, так называемые гоночные деревни, уже принимали команды регаты в Аликанте, Лиссабоне, Кейптауне, Мельбурне. На очереди Гонконг, Гуанчжоу, Окленд, Итажаи, Ньюпорт, Кардифф (стоянка в Великобритании случится впервые за последние 12 лет), Гетеборг и Гаага. 

«Я так мечтал о гонке! А мечта оказалась похожа на кошмар!» Цзиру «Волк» Ян, команда Dongfeng

За время гонки команды четырежды пересекают экватор в разных точках Мирового океана, огибают мыс Доброй Надежды, мыс Горн и мыс Луин, проходят через воды четырех из пяти океанов и следуют по классическому маршруту трансатлантических круизных лайнеров, выйдя из Ньюпорта.

«Вернуться в Южный океан стоит хотя бы для того, чтобы вновь пережить дни, когда яхта, подгоняемая антарктическими ветрами, несется по холодным водам на своем скоростном пределе. Мало где еще есть возможность погонять с такой комбинацией парусов и по таким волнам, как в Южном океане. И это стоит того, чтобы забыть все плохое об этом этапе» Стю Беннетайн, команда Dongfeng

Самой сложной частью гонки считается захватывающий и опасный переход через ледяные воды Южного океана. Яхтсменам приходится бороться с самыми сильными на земле ураганными ветрами, скорость которых может достигать 120 километров в час, с экстремальными перепадами температуры, снежными бурями и волнами размером с дом. Навигаторам приходится следить за тем, чтобы яхта не ушла за пределы запретной зоны, установленной руководством гонки. Это чревато сильными перепадами давления, шквалистыми ветрами и столкновениями во тьме с айсбергами, которые могут сильно повредить лодку. Это небезопасно не только для яхты, но и для членов экипажа. Но все команды рискуют и идут по самой кромке зоны, ведь чем дальше на юг, тем географически ближе порт Мельбурна. На третьем этапе флотилию от суши отделяли огромные расстояния, но за гонкой неподалеку от Антарктиды внимательно следили два координационных центра морской спасательной службы, из Новой Зеландии и Чили. Впрочем, Южный океан не самая географически удаленная от суши местность, где могли бы оказаться лодки Volvo Ocean Race: на седьмом этапе на одной из точек маршрута ближайшими людьми для яхтсменов станут космонавты на Международной космической станции.

Ainhoa Sanchez/Volvo Ocean Race
Фото: Ainhoa Sanchez/Volvo Ocean Race
Температура воды в Южном океане по маршруту гонки варьируется от –2 до 10°C

Согласно морской традиции, всех, кто впервые пересекает экватор на борту яхты (а их именуют pollywogs, «головастики»), ждет жесткий обряд посвящения. Экваториальным первопроходцам под руководством переодевшегося Нептуном шкипера выбривают волосы полосками и кругляшами, сбривают брови, пачкают пищевыми отходами и привязывают к мачтам. Ради этого ритуа­­ла на борт берут дополнительный груз: парик, трезубец и ножницы. В нынешней гонке бровей лишились 19 яхтсменов

12,5 ТОННЫ КАРБОНА  

Уже вторую гонку подряд команды выступают на монотипных яхтах Volvo Ocean 65. До этого яхтсмены соревновались на лодках другого класса – Volvo Ocean 70. Шесть яхт, на которых соревнуются экипажи, были спроектированы для прошлой гонки, 2014/2015 года. К нынешнему старту их модернизировали на верфи в Лиссабоне. На реновацию каждой лодки, участвовавшей в прошлой кругосветной регате, было потрачено более миллиона евро. Но это примерно в 30 раз дешевле строительства нового судна. На новой лодке гоняет лишь команда AkzoNobel. 

Гоночные яхты – удовольствие весьма дорогое, поэтому при проектировании Volvo Ocean 65 дизайнеры Farr Yacht Design отказались от бытовых и прочих излишеств в пользу денежной экономии.

Длина корпуса VO65 – 20,37 метра, ширина – всего 5,6 метра, высота такелажа и рангоута – 30,3 метра. Весит пустая лодка 12,5 тонны, примерно как две взрослые косатки. Уменьшение размеров на пять футов (отсюда и разница в названии лодок) по сравнению с Volvo Ocean 70, на которых команды выступали до 2014 года, дало возможность увеличить площадь парусов и сэкономить на численности экипажа – теперь вместо 11 человек в море выходит 9 или 10. 

Martin Keruzore/Volvo Ocean Race
Фото: Martin Keruzore/Volvo Ocean Race

Volvo Ocean 65 – более легкая, даже «сексуальная», как пошутил один из проектировщиков, Патрик Шонесси. Но внутри, если пользоваться веселой терминологией яхтенных инженеров, сплошной целибат. Темное пространство, лишенное любого намека на дизайн и бытовые удобства. Каждая яхта помимо навигационной аппаратуры напичкана всевозможным оборудованием и датчиками, которые каждые 10 секунд делают различные замеры воздуха и воды.

На борту каждой яхты имеется мультимедийная станция со спутниковой антенной, микрофонами и закрепленными HD-камерами, в том числе и снимающими круглосуточно, – для передачи прямо с борта съемок и фотографий в главный медиацентр. За коммуникацию с миром отвечает бортовой коррес­пондент, который не участвует в работе экипажа. В его задачу входит съемка и обработка фотографий со всех возможных камер и дронов, монтаж видеороликов, ведение командного блога

5000 КАЛОРИЙ В ДЕНЬ

«Идут третьи сутки этапа, а я еще ни разу не снимал ботинки», – пишет Шарль Кодрелье в своем твиттере @CCaudrelier.

В море команда переключается на весьма сложный вахтенный режим существования, во время которого не снимать трое суток обувь – вполне себе обычная ситуация.

Martin Keruzore/Volvo Ocean Race
Фото: Martin Keruzore/Volvo Ocean Race

Спортсмены с легкостью отказываются ради гонок от самых простых вещей: полноценного отдыха – команда спит по очереди по четыре часа на узких койках-гамаках, прикрепленных к бортам в два яруса, от возможности неделями видеть собственное отражение в зеркале – их попросту нет на лодке из соображений безопасности, так что мужчины бреются на ощупь, а девушки не глядя забирают волосы в хвост. На лодке не предусмотрены водные процедуры: если хочется принять душ, единственная возможность сделать это – на корме под дождем. Впрочем, на борту есть запас влажных салфеток и сухого шампуня. В условиях совместного существования в одном небольшом помещении такие понятия, как личное пространство и интимность, полностью отсутствуют. Здесь один на всех пользователей адрес электронной почты, да что там, даже у лодочного клозета нет стен, лишь качающаяся из стороны в сторону занавеска.

«Помню, как во время прошлой гонки, после пятого этапа, я сказала нашей береговой команде, что если меня снова пригласят участвовать в Volvo Ocean Race, мой ответ будет отрицательным. Но вот я снова здесь» Энни Лаш, команда Brunel

Бортовой опреснитель морской воды производит 50 литров воды в сутки, то есть по 3,5 литра на каждого члена экипажа. Этого хватает, чтобы умыться и залить кипятком специальную еду. Вкус опресненной воды оставляет желать лучшего, но никто не привередлив. В рационе у моряков порошковая, сублимированная еда с разными вкусами, от итальянской пасты до тайского карри. Это отлично сбалансированная диета, которую дополняют протеиновые коктейли, горячий кофе и шоколад, витаминные батончики. 

James Blake/Volvo Ocean Race
Фото: James Blake/Volvo Ocean Race

Каждому члену экипажа необходимо ежедневно потреблять минимум 5000 калорий. Но даже несмотря на высококалорийное питание, только за один этап спортсмен может потерять от 5 до 10 килограммов веса, поскольку все члены команды постоянно испытывают большие физические нагрузки. Яхтсмены перемещают вручную три тонны груза при каждой смене галса, поднимают паруса весом два центнера каждый и проверяют мачты на прочность на высоте 30 метров.

«По мне, так это лучший командный спорт в мире. Я получил хорошее коммерческое предложение – и кроме того, я не мог найти лучший способ похудеть!» Дэвид Уитт, шкипер, команда Sun Hung Kai/Scallywag

Все участники гонки перед каждым стартом проходят медицинский осмотр, а до ее начала, согласно правилам, должны в обязательном порядке удалить аппендикс. Два человека в каждой команде заявлены в статусе бортовых медиков, они прошли специальную подготовку для оказания первой медицинской помощи и могут облегчить зубную боль, зашить раны, поставить капельницу и сделать внутривенные уколы. 

12 ГОНОЧНЫХ ДЕРЕВЕНЬ   

Участников регаты с помпой встречают на пяти континентах. В каждом из 12 принимающих портов примерно за неделю до прибытия флотилии открывается гоночная деревня, куда из предыдущего порта перемещаются наземные командные технические службы, обслуживающий персонал, а также журналисты, высокие гости и селебрити из мира парусного спорта и не только.

Ainhoa Sanchez/Volvo Ocean Race
Фото: Ainhoa Sanchez/Volvo Ocean Race
Каждый старт этапа предваряет командное шествие спортсменов, в котором обязательно принимают участие дети яхтсменов

Главная точка притяжения в гоночной деревне – координационный центр, здесь проходят встречи, презентации новых моделей автомобилей спонсора гонки, научные саммиты Ocean, посвященные проблемам морской экологии, и пресс-конференции шкиперов. Вокруг возводят медиацентр, торговые палатки, кинотеатр The Globe, в котором крутят увлекательное документальное кино про гонку, и фирменные павильоны команд. 

«Volvo Ocean Race – это то, о чем я мечтал, будучи еще ребенком. Это была моя первая полноценная амбиция. Все мои близкие знают, как я хотел принять участие в гонке. И сейчас я абсолютно счастлив» Блэр Тьюк, команда Mapfre

Гоночная деревня представляет собой огромный конструктор, из деталей которого легко собирают временную столицу регаты. Деревни существуют в двух комплектах – пока одна принимает регату в порту, другая в разобранном виде морем доставляется на локацию следующего этапа.

Число посетителей варьируется от порта к порту. Во время прошлой регаты более двух миллионов человек по всему миру посетили гоночные деревни.

Основные события в гоночной деревне – финиш и старт очередного этапа, а также яркие портовые гонки: участвуя в них, команды могут заработать дополнительные очки. В любое другое время в порту можно понаблюдать за суетой береговых команд, которые между этапами проверяют и ремонтируют лодки. 

Martin Keruzore/Volvo Ocean Race
Фото: Martin Keruzore/Volvo Ocean Race

Только официально причастных к гонке насчитывается около тысячи человек. Помимо технических специалистов и тех, кто обеспечивает медийное освещение гонки и решает вопросы логистики, это, конечно, семьи яхтсменов. Они передвигаются по маршруту регаты по воздуху и в каждом порту встречают и вновь провожают своих близких.

НЕТ ВОСЬМИ МИЛЛИОНАМ ТОНН ПЛАСТИКА

За тем, как яхтсмены преодолевают этапы гонки Volvo Ocean Race, следит почти четверть населения планеты. Больше зрителей у мониторов и экранов собирают лишь Олимпийские игры и чемпионат мира по футболу. Чем популярнее становится гонка, тем больше она превращается в событие мирового масштаба, в котором спорт – лишь одна из главных составляющих. О том, что это огромное информационное поле дает возможность сделать мир лучше, привлечь внимание общественности к серьезной проблеме загрязнения Мирового океана пластиковыми отходами, организаторы и участники гонки задумались уже давно. 

«В прошлой гонке худшим местом был Малаккский пролив, который отделяет индонезийский остров Суматру от Малайзии. Там было так много мусора, что под ним не было видно воды» Чарли Энрайт, команда Vestas 11th Hour Racing

Если раньше многие яхтсмены лишь высказывали свое мнение, пытаясь призвать людей обратить внимание на катастрофическую ситуацию, отказаться от пластиковой одноразовой посуды и бутылок, то в нынешней гонке целый экипаж Turn the Tide on Plastic является посланником кампании ООН #CleanSeas. Шкипер команды Turn the Tide on Plastic Ди Каффари не только ведет свою команду к финишу на каждом из этапов, но и отвечает за полноценную научную экспедицию. Экипаж делает множество замеров, берет пробы воды в разных морях и океанах, устанавливает в самых труднодоступных точках океана метеорологические буи, которые по спутниковой связи будут передавать ученым информацию в режиме реального времени. 

Ugo Fonolla/Volvo Ocean Race
Фото: Ugo Fonolla/Volvo Ocean Race

Мировой океан болен, он в мусорной агонии, и причина тому – бессердечность индустриализации. Если ничего не менять, то, по официальным прогнозам, к 2050 году пластика, который не разлагается, в водах океана будет больше, чем рыб. Ежегодно в воды Мирового океана попадает восемь миллионов тонн пластика, это как если бы каждую минуту на протяжении 365 дней в океан сбрасывал пластиковые отходы целый мусоровоз. И в течение следующих 10 лет эти цифры возрастут в 10 раз. 

«Я заметила, что те люди, которые не имеют контакта с природой, не склонны о ней заботиться. Мы переживаем переломный момент: нам нужно измениться, чтобы видеть будущее» Мартин Граэль, AkzoNobel

Оценить проблему в планетарном масштабе способны только те, кто видит мусорные моря и острова из пластиковых отходов, – яхтсмены. Но, по уверениям ученых, даже моряки могут наблюдать лишь 1% общего загрязнения, в Мировом океане на данный момент, по примерным подсчетам, находится 51 триллион микропластических частиц. Цифры не получается осознать даже в сравнении. Это умопомрачительное число в 500 раз больше количества звезд в нашей галактике.

Пластик попадает в желудки животных, рыб и птиц. Особенно страдают морские черепахи – они путают полиэтилен с медузами и гибнут. 


Фото: из архива пресс-службы

МЕРА ВРЕМЕНИ

Швейцарский часовой бренд OMEGA – официальный хронометрист Volvo Ocean Race 2017/2018. Именно приборы OMEGA фиксируют результаты команд на каждом ключевом этапе гонки. По случаю нового парт-нерства компания выпустила в красном цвете модель часов Seamaster Planet Ocean 600M «Deep Black» с водонепроницаемостью 60 бар. Матовый корпус часов выполнен из цельного блока керамики, стрелки и индексы – из 18-каратного белого золота. Часы прошли восемь интенсивных тестов, включая воздействие воды и магнитных полей, и способны выдерживать экстремальные погодные условия. По регламенту Швейцарского федерального института метрологии METAS, модель «Deep Black» получила сертификат Master Chronometer.