09 Января 2019 года
Где-то там
ОАЭ, Абу-Даби
L'Officiel Voyage N°21 декабрь-январь 2018/2019
Автор: Олеся Репкина

Порывы восточного ветра

С 14 по 17 ноября в столице Объединенных Арабских Эмиратов в 10-й раз прошла ярмарка современного искусства Abu Dhabi Art. Своих гостей она встречала песчаной бурей. И ветер перемен здесь дует с огромной силой, унося прочь прежние стереотипы и формируя совершенно новый культурный ландшафт. Из чего построены все эти сказочные замки, если не из песка и воздуха? Ответ не пришлось долго искать.

Олеся Репкина
Фото: Олеся Репкина
*


Небольшая вереница верблюдов не успевает скрыться за горизонтом, как их следы уже заметены. Дюны находятся в постоянном движении, но в пустыне никогда ничего не меняется. Смерть здесь всегда более вероятна, чем жизнь: можно потеряться и никогда не найти дороги, умереть от истощения, от жажды, от жары и от холода. Но жизнь здесь тоже была всегда. Свистящий ветер заставляет испытывать страх и всей кожей ощущать песок как сотню вонзающихся иголок, хотя все звуки и картинка перед слезящимися глазами – это видеопроекция на одной из стен Лувра Абу-Даби на выставке Roads of Arabia. 

В кондиционированных залах одного из самых современных и красивых музеев мира до 16 февраля экспонируются архео­логические сокровища Аравийского полуострова. Ни на что не похожая бронзовая голова из Карьят-аль-Фау начала нашей эры может многое рассказать из того, что за эти тысячи лет увидела своими пустыми зрачками, а архаические монументальные фигуры из красного песчаника, найденные в окрестностях Аль-Улы, – поведать, что они вынесли на своих могучих плечах и выстояли на крепких ногах. Сотни древних произведений искусства и артефактов красноречиво свидетельствуют о том, насколько одновременно самобытно все аравийское искусство и насколько разнообразна была жизнь в разных частях этого региона. Самые ранние экспонаты выставки датированы IX тысячелетием до нашей эры, они предстают перед зрителями из театрального мрака залов, побуждая не только всматриваться в прошлое, но и более внимательно наблюдать за дальнейшей судьбой урбанистического оазиса посреди пустыни. 

Экономическое чудо, произошедшее в 1960-х в Эмиратах благодаря обнаружению месторождений нефти и газа, теперь оборачивается чудом культурным. В Абу-Даби, городе, который еще недавно был поселением рыбаков и ловцов жемчуга, год назад открылся Лувр, и его уже посетили более миллиона человек. Тут же, на острове Саадият, идет активное строительство Музея Гуггенхайма. На очереди еще тройка не менее грандиозных музейных проектов. Причем все без исключения здания в этом арт-кластере спроектированы самыми звездными архитекторами нашего времени – Норманом Фостером, Захой Хадид, Жаном Нувелем, Фрэнком Гери и Тадао Андо. Впрочем, имена всегда впечатляют меньше, чем цифры. Одно дело просто Леонардо да Винчи и совсем другое – 450 миллионов долларов США за его «Спасителя мира», выложенные Лувром Абу-Даби на торгах Christie’s.

Abu Dhabi Art
Фото: Abu Dhabi Art
Работы каллиграфа Вана Дунлина и художника Цао Сяояна, представленные на Abu Dhabi Art галереей Hanart TZ (Гонконг)


И когда деньги, потраченные на открытие одного только Лувра, сложились в миллиард, уязвленный Запад загудел по-настоя­щему, дескать, а знает ли этот Восток истинную, нематериальную цену искусству? На прошедшей в ноябре ярмарке Abu Dhabi Art ответ выглядел предельно очевидным. Уровень работ местных художников говорит о том, что они в Эмиратах есть и были давно – только инфраструктуры до последнего времени не было.

Несомненно, Abu Dhabi Art вписана в календарь событий – не вычеркнешь, а вот дискуссии на тему искусственности арабских культурных инициатив пора заканчивать. 

Столица ОАЭ превращается в один из центров современного искусства не только Ближнего Востока, но и всего мира – и не только на время проведения ярмарки. 

Искусство – слишком живая и чувствительная материя. Его не обманешь, им не обманешь. Не сымитируешь. Когда в современном зале сделана хорошая развеска пусть даже действительно интересных работ, но публика не понимает, куда она попала, – это видно. А в Manarat Al Saadiyat, основное выставочное пространство ярмарки, пришли люди, смотреть на которых было не меньшим удовольствием, чем на само искусство. Полсотни галерей-участников и 20 тысяч посетителей – одни краше других: кураторы и серьезные коллекционеры, именитые искусствоведы и критики.

© Saudi commission for tourism and national heritage
Фото: © Saudi commission for tourism and national heritage
Статуя мужчины, IV–III век до н.э., Аль-Ула


Неделя Abu Dhabi Art в ноябре – кульминация десятков выставок, мероприятий, показов, лекций об искусстве и публичных дискуссий, идущих весь год в Абу-Даби, других эмиратах и в некоторых соседних странах Ближнего Востока. Согласитесь, все это уже не выглядит действием напоказ, эдакой красивой ширмой, которой от осуждающих взглядов рафинированных эстетов хотят прикрыть черные внедорожники и красные гоночные машины, многочисленные парки аттракционов, а также все самое высокое, самое дорогое и просто самое-самое, что, как ни крути, не назовешь самым изысканным и утонченным. 

Но даже если цель заворожить весь мир не чужда и культурным проектам Абу-Даби, пусть так. Ведь и задумка, и особенно реализация на самом деле удивляют, впечатляют и превосходят все ожидания. И уже не выглядит странной идея полететь в Эмираты не ради теплого и спокойного моря на весенние детские каникулы, а на уик-энд лишь для того, чтобы посетить музей. Хотя все остальное тоже, конечно, приложится – и хорошая погода, и роскошные отели, и сверкающие лимузины. Но, пожалуй, тот факт, что от игры солнечных зайчиков под луврским куполом Жана Нувеля дух захватывает гораздо больше, чем от хождения по стеклянному полу смотровой площадки «Бурдж-Халифы», можно считать переломным для восприятия ОАЭ вообще. И совершенно точно все происходящее сейчас в культурной сфере эмирата Абу-Даби имеет не только локальное, но и мировое значение. Впервые в новейшем времени искусство уезжает не с Востока на Запад, а наоборот. Оно покидает французские запасники и частные коллекции, и это, без преувеличения, исторический момент. 

То, что во всех аспектах произошло с Абу-Даби за последние 10 лет, – это настоящий прыжок в космос. Кстати, собственная космическая программа в Эмиратах с некоторых пор тоже есть. На 2117 год, например, запланирована колонизация Марса.