10 Декабря 2019 года
Где-то там
L’Officiel Voyage № 28 ноябрь 2019
Автор: инна логунова

Зеленый – новый стальной

Бархатистость мха, покрывающего фасады зданий, создает впечатление мягкости и деликатности — с ними ассоциируются и новые идеи. Но это иллюзия. Экоархитектура амбициозна и революционна, а не только очень красива.

Зеленый – новый стальной
Фото: vostock photo

Все «зеленые» идеи – это прежде всего изменения в мышлении. Подвижки происходят медленно, и пока новые принципы найдут воплощение в массовом строительстве, пройдет значительное время. Но вот уже 20 лет звездные архитекторы, будь то Норман Фостер и Ренцо Пьяно с их энергосберегающими технологиями, Сантьяго Калатрава с его биоморфными формами зданий или адепт ресайклинга и альтернативных материалов Шигеру Бан, задают стандарты и меняют сознание как своих коллег, так и общества. 

В основе экоархитектуры лежат три главных принципа: применение альтернативных источников энергии и технологий ее сохранения; повторное использование материалов, по большей части естественного происхождения; продуманный выбор площадки для строительства, позволяющий минимизировать негативное воздействие на окружающую среду. Принципиально важным является отказ от цемента – он требует огромного количества воды, а также оставляет солидный углеродный след, потому что его компоненты, как правило, требуют транспортировки на большие расстояния. Правильная ориентация зданий в сочетании с продуманной теплоизоляцией и вентиляцией позволяет наиболее эффективно использовать энергию солнца и ветра, а также колебания температуры воздуха в течение суток. Эти технологии архитекторы разрабатывают прежде всего для городов: урбанизация во всем мире только ускоряется, по данным ООН, сейчас городские жители составляют 55% населения Земли, а к 2030 году эта цифра, по оценкам, превысит 60%. 

Но энергосбережение и экономное распоряжение ресурсами – не единственная задача современной архитектуры, жизнь в каменных джунглях порождает психологические и социальные проблемы. В большом городе люди испытывают стресс от пробок, необходимости преодолевать большие расстояния, чтобы добраться до офиса, чаще чувствуют себя одинокими, потому что в порочном круге «дом – работа» времени на общение с семьей и друзьями не остается. Соседей многие часто не то что не знают по именам, но и не видели никогда. От бытовой разобщенности рукой подать до ксенофобии: абстрактного чужеземца гораздо легче недолюбливать, чем человека, с которым вы по утрам встречаетесь на пробежке. Именно поэтому сегодня архитекторы также занимаются городским планированием и урбанистикой, что подразумевает строительство не отдельных зданий, а среды, создание взаимосвязанных микро- и макросистем. 

Идея состоит в создании в городе компактных районов комфортных для людей масштабов, где все необходимое для жизни и работы расположено в пешей доступности: магазины, офисы, медицинские, образовательные и культурные учреждения, парки и другие общедоступные публичные пространства. Таким образом, принципы экологичного строительства сегодня зачастую направлены не cтолько на сохранение природы, сколько на улучшение качества жизни людей в условиях постиндустриального общества и перенаселения. И это не громкие утопические манифесты. Экотехнологии, пока еще в качестве экспериментов, впрочем вполне успешных, применяют при строительстве жилых кварталов и частных домов, офисов крупных мировых компаний и общественных городских пространств. Лежащие в их основе идеи столь же амбициозны, сколь просты. Они делают жизнь удобнее. Наконец, они просто красивы, и их стоит увидеть. Пусть не все, но хотя бы некоторую часть.

vostock photo
Фото: vostock photo


Бумажная архитектура Шигеру Бана

Японский архитектор Шигеру Бан известен как автор многочисленных проектов «бумажной» архитектуры. Причем в прямом смысле, обратном значению этой метафоры, подразумевающей неосуществленные проекты, оставшиеся исключительно на бумаге. Его сооружения со стенами и колоннами из прессованной бумаги сегодня можно встретить по всему миру. Во многих случаях это временные постройки в местах стихийных бедствий (временность, впрочем, относительная – они стоят годами). Так, в пострадавшей от землетрясения итальянской провинции Л'Акуила в 2011 году архитектор построил бумажный концертный зал. А в 2013-м на месте также разрушенного землетрясением собора в городе Крайстчерч в Новой Зеландии по его проекту возвели новый, из бумажных труб и грузовых контейнеров, и он до сих пор функционирует. Жилье Шигеру Бан тоже строит, но в проектировании зданий культуры и культа он видит свою главную миссию: в беде людям как никогда нужны не только бытовые вещи, но и то, что дает надежду. В Москве работа архитектора, к счастью, не была связана с катастрофами. Во временном бумажном павильоне Шигеру Бана в парке Горького в ожидании открытия нынешнего здания размещался музей современного искусства «Гараж» – и его посетители знают, что постройка отнюдь не производила впечатление шаткой и ненадежной.

КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ACROS,  
ФУКУОКА, ЯПОНИЯ 
Архитектор Эмилио Амбаш, 1995 

vostock photo
Фото: vostock photo


Этот центр в японском портовом городе Фукуока – пример того, как можно объединить многофункциональное здание с природным оазисом. Одна его сторона выглядит как стандартный офисный комплекс со стеклянными стенами, другая представляет собой огромный зеленый склон с террасами, засаженными 50 тысячами растений – здесь более сотни различных видов. Верхний уровень сада расположен на высоте 60 метров над поверхностью земли и у подножия постепенно сливается с парком. Зеленую стену прорезает полукруглый стеклянный атриум, в котором размещены концертный зал, офисные помещения и магазины. Зелень позволяет значительно снизить использование кондиционеров в здании. Также дотошные исследователи из Университета Кюсю на протяжении длительного времени замеряли температуру в парке и в саду, и она оказалась значительно ниже, чем в окружающем городском пространстве, где в летние месяцы воздух прогревается по крайней мере до 30 градусов. Еще одним открытием ученых стало то, что богатство флоры ACROS поддерживает биоразнообразие в городе, привлекая птиц.

ЭКОКВАРТАЛ SEMAPHORE 
(ШТАБ-КВАРТИРА КОМПАНИИ SOPREMA), 
СТРАСБУРГ, ФРАНЦИЯ  
Архитектурное бюро Vincent Callebaut Architectures
Проект 2018 года, в стадии реализации

из архивов пресс-службы
Фото: из архивов пресс-службы


Французский производитель изоляционных материалов и растительных покрытий для крыш и фасадов Soprema поставил перед архитекторами задачу спроектировать «зеленый офиc-трансформер для сотрудников-номадов». У компании есть отделения в 90 странах, и ее работники часто мигрируют между ними. Головной офис такой организации обязательно должен быть многофункциональным и легко приспосабливаемым под разные цели. Кроме того, здание новой штаб-квартиры мыслится как витрина собственной продукции компании, которая и будет использована при строительстве и отделке. Энергию поможет сэкономить естественное освещение, проникающее в здание через стеклянные стены и расположенные по спирали ярусы, как в нью-йоркском Музее Гуггенхайма. В офисе не предусмотрено фиксированных рабочих мест, вместо этого – продуманное зонирование: пространства для индивидуальной работы в кабинах-коконах, места для групповых встреч, неформальных разговоров за чашкой кофе или просто красивые уголки, чтобы расслабиться, глядя на каскадный парк, также являющийся частью проекта. Впрочем, внутри тоже не будет недостатка в зелени, здание в ней буквально утопает. В общей сложности в Semaphore вырастут десять тысяч растений, характерных для северо-востока Франции.

ЧАСТНЫЙ ЖИЛОЙ ДОМ CASA OS,
БИСКАЙСКИЙ ЗАЛИВ, ИСПАНИЯ 
Архитектурное бюро Nolaster, 2005

из архивов пресс-службы
Фото: из архивов пресс-службы


Прибрежная деревня Ларедо на северо-западе Испании насквозь продувается холодными ветрами Бискайского залива – эти географические особенности и продиктовали архитектурное решение: поместить постройку на сваях в естественной впадине между двумя холмами. Таким образом проектировщики применили один из главных принципов экоархитектуры, который состоит в наиболее эффективном использовании природных особенностей пространства с минимальным преобразованием среды. Если бы дом соорудили традиционным способом, пришлось бы искать дополнительные функциональные решения для защиты от ветра и холода и использовать более дорогие теплоизоляционные материалы. Заказчик не хотел, чтобы дом нарушал окружающий пейзаж, – отсюда его прямоугольная форма, плоские стены и засаженная травой крыша, не поднимающаяся выше уровня горизонта. 

НЕБОСКРЕБ 30 ST MARY AXE, 
ЛОНДОН, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ 
Архитектор Норман Фостер, 2004 

из архивов пресс-служб
Фото: из архивов пресс-служб


180-метровый небоскреб, который занимает преимущественно лондонская штаб-квартира швейцарской компании Swiss Re, потребляет вдвое меньше энергии, чем другие подобные здания. А все благодаря хорошей освещенности естественным светом и отказу от традиционной системы кондиционирования. Все внешние поверхности здания, включая купол, – стеклянные. Из стекла выполнены и вентиляционные шахты специально разработанной конструкции, которые летом выводят перегретый воздух из помещений, а зимой, наоборот, аккумулируют солнечное тепло. Благодаря этим же шахтам дневной свет проникает глубоко в здание. Лондонцы прозвали творение Фостера корнишоном за сходство небоскреба с огурцом. Но такая форма позволяет, во-первых, сэкономить место – конусовидное основание здания занимает гораздо меньше площади, чем типичный прямоугольник, а во-вторых, не затеняет так сильно улицу. 

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ФЕРМА SKY GREENS,
СИНГАПУР
Джек Нг, 2012 

из архивов пресс-служб
Фото: из архивов пресс-служб


Вертикальные фермы стали одной из наиболее эффективных современных аграрных технологий. Они позволяют обеспечить продовольствием большое количество населения в отсутствие пригодных для сельского хозяйства пространств. Такие фермы представляют собой высокие башни с контролируемым микроклиматом, где на многоуровневых стеллажах в лотках с почвой или питательным раствором высажены растения. В пространственной организации, разумеется, учитываются их естественные потребности во влаге, освещении и тепле. Неудивительно, что первые коммерчески успешные вертикальные фермы появляются в местах с ограниченными земельными ресурсами. Так, сингапурская компания Sky Greens начиналась в 2009 году с экспериментов ее основателя Джека Нг во дворе его алюминиевого завода, а в 2011-м он запатентовал конструкцию вертикальной фермы – девятиметровую алюминиевую рамку в виде буквы А с 38 вращающимися ярусами с «грядками». Движение осуществляется при помощи гидравлической системы, использующей энергию воды для орошения и силу гравитации. Эта рамочная конструкция помещена в напоминающий Шуховскую башню прямоугольный корпус из металлических перекрытий, которые пропускают солнечный свет – а его в Сингапуре более чем достаточно. Коммерчески успешное производство компания ведет с 2012 года. 

BEDZED, 
ЛОНДОН, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ 
Архитектор Билл Данстер, 2002 

vostock photo
Фото: vostock photo


Жилой экоквартал на юге Лондона был создан как наглядный пример использования энергосберегающих и перерабатывающих технологий, а также соблюдения принципов разумного урбанизма. Более половины примененных в строительстве материалов – местного происхождения и собраны в радиусе 60 километров, около 15% приходится на переработанное сырье. Все здания отапливаются при помощи солнечных батарей, которые также генерируют значительную часть электроэнергии. Везде установлены сберегающие воду сантехника, стиральные и посудомоечные машины. Жители перемещаются по обильно засаженному зеленью кварталу пешком, на велосипеде или общественном транспорте, а в случае необходимости могут воспользоваться местным каршерингом по специальным тарифам. Все это в совокупности делает проживание в квартале более доступным по сравнению с остальными районами города. Не забыли создатели и про социальную интеграцию: среди вариантов жилья в BedZED есть и небольшие однокомнатные квартиры, и частные дома с четырьмя спальнями. Половина апартаментов была продана, четверть отдана под социальную аренду по демократичным ценам, а еще четверть под совместное владение – эволюционировавший вариант коммунального жилья. 


Производство мусора

Согласно энциклопедии Britannica, только в начале XXI века на строительство жилья было потрачено более половины всех использованных за девятнадцать лет мировых природных ресурсов, в том числе 16% пресной воды и порядка 40% энергии. А отходы строительства составляют половину всего мусора в мировом масштабе, а также вносят 30%-й вклад в загрязнение воздуха.