10 Октября 2019 года
Путеводители
Норвегия
L’Officiel Voyage № 26 сентябрь 2019
Автор: Инесса Васина

Норвегия. По трассе Е39

Для первого путешествия по стране важно выбрать правильный способ передвижения и самый показательный маршрут. Для Норвегии — это, конечно, автомобиль и путешествие из Бергена в Ставангер по шоссе Е39 — с небольшими отклонениями, чтобы расширить свои познания в истории и увидеть незабываемые красоты.

Норвегия. По трассе Е39
Фото: getty images

БЕРГЕН

millie olsen / unsplash.com
Фото: millie olsen / unsplash.com


У города древняя, но плохо сохранившаяся из-за пожаров история, так что аутентичные деревянные строения немногочисленны. Зато с окружающих холмов открываются фантастические виды на залив Воген. Важно помнить, что второй по величине город Норвегии занимает десятое место в мире и первое в Европе по показателю среднегодового объема осадков. Для автопутешественника это не столь важно, но если хочется погулять по городу, то необходим хороший дождевик – зонты с местными ветрами не дружат. 

СМОТРОВАЯ ПЛОЩАДКА НА ГОРЕ ФЛЕЙЕН пустеет, только когда выключен ведущий на нее фуникулер. Но если есть силы, время и желание, то ранним утром можно проделать путь на гору пешком – тропа проложена по симпатичному парку. 

alamy / vostock photo
Фото: alamy / vostock photo


Сверху весь город как на ладони: частные дома, стадион, квартал Брюгген, старая гавань и причал для судов главной норвежской круизной компании Hurtigruten, которые курсируют от Бергена до Киркенеса и обратно. Кстати, тоже отличный способ увидеть если не всю страну, то большую ее часть.

НАБЕРЕЖНАЯ В РАЙОНЕ БРЮГГЕН напоминает о временах могущества Ганзейского союза – экономического и политического объединения торговых городов северо-западной Европы, чей расцвет пришелся на середину XIV–XVI веков. В Бергене находилось одно из представительств Ганзы. Здесь, в Брюггене, в тесно прижатых друг к другу разноцветных деревянных домиках, располагались конторы купцов и склады, набитые пшеницей и сушеной треской – самым ходовым товаром того времени. В дождливую погоду запах рыбы здесь ощущается до сих пор. 

МУЗЕЙ ЭДВАРДА ГРИГА В ТРОЛЬХАУГЕНЕ стоит отклонения от маршрута, тем более что поездка из Бергена займет полчаса. В доме главного норвежского музыкального гения гиды вдохновенно рассказывают смешные и грустные истории его жизни. Рядом, в концертном зале с видом на фьорд, музыканты с мировыми именами исполняют его музыку. Могила композитора тоже здесь – в скале у воды.

РЫБНЫЙ РЫНОК рядом с набережной Брюгген легко найти по запаху – не сырой рыбы, а готовящейся, так как купленные здесь деликатесы Северного моря могут при вас и зажарить. Впрочем, в сытом состоянии рынок тоже посетить интересно: лежащие на льду прилавков представители морской фауны поражают видовым разнообразием и размерами.

alamy / vostock photo
Фото: alamy / vostock photo

ХЕУГЕСУНН

Прозван городом на селедочных костях – до сих пор тут работает консервный завод, и туда водят экскурсии. В пешеходной зоне центра есть памятник рыбакам в узнаваемых головных уборах, закрывающих шею сзади, чтобы вода не затекала за шиворот. Впрочем, он не единственный. Есть и другие, не менее важные для истории этих мест.

ПАМЯТНИК ХАРАЛЬДУ ПРЕКРАСНОВОЛОСОМУ, первому королю Норвегии. Представляет собой максимально романтизированное изображение правителя в исполнении скульптора Фроде Микаля Лиллесанна. Мощный бородатый красавец-викинг с развевающимися на ветру длинными густыми волосами смотрит вдаль в направлении океана.

alamy / vostock photo
Фото: alamy / vostock photo


ХАРАЛЬДСХЕУГЕН – монумент в паре километров на север от центра Хеугесунна установлен в 1872 году в честь 1000-летия объединения в этой части света земель под властью Харальда Прекрасноволосого – именно с этого момента ведется история Норвегии как государства. Ученые спорят обо всем, начиная от самого факта существования Харальда и заканчивая тем, что где-то в этой местности он похоронен. 

alamy / vostock photo
Фото: alamy / vostock photo


Сомнению подвергаются и годы правления, и датировка главной битвы в 872-м. Но памятник в виде гигантской каменной стелы в окружении 29 стел пониже, символизирующих исторические графства Норвегии, простоял уже почти 140 лет, гордо возвышаясь над всеми спорами.

ПАМЯТНИК МЭРИЛИН МОНРО напоминает русалку, у которой по мановению волшебницы появились изящные ноги. Дед актрисы со стороны отца – или скажем официальнее – со стороны того, кто указан в свидетельстве о рождении в строке «отец» (исследователи оспаривают его биологическое отцовство), эмигрировал в США из этих мест.

wikimedia commons
Фото: wikimedia commons


АВАЛЬДСНЕС

Именно это место на острове Кармей избрал своей резиденцией в 870 году Харальд Прекрасноволосый, тогда еще конунг Вестфольда. Многочисленные заводи и естественные бухты укрывали викингов и их маневренные драккары от преследователей – пройти через узкие проливы могли только знатоки местности. 

alamy / vostock photo
Фото: alamy / vostock photo
Пляжи в районе городка Окрехамн на острове Кармей известны своим белым песком. Но Северное море не слишком предназначено для купания. А вот ветра для кайт- и виндсерферов тут отменные


ЦЕНТР ИСТОРИИ NORDVEGEN в Авальдснесе частично спрятан под землю. С его смотровой площадки открывается вид на мягкие линии холмов через пролив, отделяющий остров Кармей от большой земли. Экспозиция мешает легенды и результаты раскопок, продолжающихся тут же на острове. 

norway.lpsphoto.us
Фото: norway.lpsphoto.us


Сейчас исследователи увлечены реставрацией средневековой церкви по соседству. До нее здесь стояла деревянная церковь, чью историю связывают с именем еще одного норвежского правителя – Олафа Трюггвасона, пра­внука Харальда Прекрасноволосого. Впрочем, есть и менее удаленные во времени события, свидетельства которых тут еще находят, – бои Второй мировой.

ДЕРЕВНЯ ВИКИНГОВ на соседнем острове Бюккей воссоздана на основании многочисленных исследований в разных регионах Норвегии. Викинги умели строить лодки и управляться с ними. Неудивительно, что их жилые и хозяйственные постройки напоминают перевернутые драккары. Внутри одного такого дома-судна днищем вверх жили одновременно несколько семей и поколений – от 10 до 100 человек. Тут принимали важные решения и молились богам, рожали детей и готовили еду. В идиллической бухте рядом, по легенде, король Олаф Трюггвасон перед приливом привязал к скалам у воды язычников, замышлявших его убийство за ярое насаждение христианства.

СТАВАНГЕР

Квартал белых деревянных домов Гамле – сегодня визитная карточка города. Постройки XVIII–XIX веков и по сей день используются владельцами, хотя жизнь в памятнике архитектуры налагает на них массу ограничений: изменение фасада категорически запрещено, а внутренняя перепланировка должна согласовываться с архитектурными инспекциями. 

alamy / vostock photo
Фото: alamy / vostock photo


Но еще относительно недавно, сразу после Второй мировой войны, рассматривалась возможность сноса и полной реконструкции этой части Ставангера. К счастью, за исторические строения заступился главный городской архитектор Эйнар Хеден.

МУЗЕЙ КОНСЕРВОВ открыт в здании бывшего завода в Ставангере. Экскурсии иногда водит его директор Пирс Крокер, в прошлом сам работник предприятия. Высокий и сухопарый, своими длинными пальцами он ловко управляется со старинными приспособлениями в небольших помещениях, показывая, как рыбу сортировали, обезглавливали, коптили, укладывали плотно в банки и закрывали, чтобы отправить в продажу по всему свету. 

анна черникова
Фото: анна черникова


В коптильном цеху стоит аппетитный запах – печи иногда используют по назначению, но без дальнейшего консервирования продукции, строго для немедленного употребления. На втором этаже музея можно посмотреть кинохронику. Первая половина XX века, тонны рыбы, ручной труд, примитивный конвейер и улыбающиеся на камеру люди среди невероятного грохота и запаха. Пахло, впрочем, во всем городе, ведь в период максимального расцвета отрасли в 1920-е здесь было 59 заводов. В 1978-м закрылся последний. Виной всему широкое использование заморозки и переориентация города на другой бизнес – нефтяной. 

МУЗЕЙ НЕФТИ внешне напоминает добывающую платформу. Здание построено прямо у воды. С одной стороны, узкие улочки Старого города, с другой – залив Бюфьорд. Словно в знак того, что обнаружение нефти в континентальном шельфе Норвегии в 1969 году сократило дистанцию между людьми и морем. Вода наконец решила отдать людям то, что в их мире ценится гораздо выше, чем рыба и водоросли. Впрочем, не будь того и другого, вряд ли норвежцы дожили бы до нефтяного благополучия – в стране об этом хорошо помнят. 

alamy / vostock photo
Фото: alamy / vostock photo


В музее на множестве интерактивных стендов можно увидеть, как растут показатели добычи нефти в мире, что происходит со стоимостью барреля на биржах, познакомиться с историей поиска и первых неудачных попыток бурения. Впечатление на каждого, кто обладает пространственным мышлением, произведут модели исторических и ныне действующих нефтяных платформ. Осознать, о каких морских глубинах и конструкторских вершинах идет речь, можно, если знать, например, что спуск к основанию платформ на лифтах занимает по несколько минут.

СТРИТ-АРТ – такая же распространенная деталь городского ландшафта Ставангера, как вывески магазинов и дорожные знаки. Настенных изображений кисти (и баллончика) известных во всем мире или начинающих свой путь художников так много, что уже выпущены соответствующие путеводители, и они постоянно обновляются. Ведь с 2001 года в городе проводится фестиваль уличного искусства Nuart Festival, а значит, растет и расширяется число работ на белых стенах домов. 

анна черникова
Фото: анна черникова


ЛЮСЕФЬОРД

Один из самых известных и доступных норвежских фьордов. Путешествие от Ставангера на прогулочном судне займет полчаса. Еще час лодка медленно движется по фьорду, пока аудиогид на разных языках рассказывает о местных высотах и красотах.

alexey topolyanskiy
Фото: alexey topolyanskiy


ПРЕКЕСТУЛЕН, или «Кафедра проповедника», – скала с плоской вершиной. С воды она почти незаметна в массиве 600-метровой скальной гряды вдоль северного берега фьорда. А вот ради вида с нее на Люсефьорд стоит решиться на восхождение, если погода позволит. Тем более что маршрут осилят даже не слишком опытные любители пешего туризма. 

valdemaras d / unsplash
Фото: valdemaras d / unsplash


Только нужно выбрать правильную обувь с жесткой цепкой подошвой и поддержкой стопы. Сейчас взобраться на скалу можно с противоположной от фьорда стороны гряды, протяженность тропы четыре километра в один конец. Но неутомимые норвежцы уже готовят более крутую, но быструю тропу со стороны фьорда. 

КЬЕРАГБОЛТЕН – еще одна природная достопримечательность, но уже на южном берегу Люсефьорда – валун, застрявший над пропастью на высоте около 1000 метров в скальной расселине. Сюда также организуют групповые и индивидуальные восхождения, но путь труднее, чем на Прекестулен. 

alamy / vostock photo
Фото: alamy / vostock photo


Камень привлекает любителей холодящих кровь фото, а окружающие скалы приглянулись экстремалам-бейсджамперам. Несколько лет назад туристические власти Ставангера организовали фотосессию на камне обнаженного мужчины-модели. Подражатели не заставили себя ждать и наводнили интернет снимками разного уровня художественности.

ТОННЕЛИ И ОСТРОВА

Автомобильное путешествие из Ставангера на север и восток в направлении Бокнафьорда может стать одним из ярчайших воспоминаний – пейзажи вдоль дороги меняются стремительно, холмы превращаются в суровые отвесные горы, нависающие над глубокими холодными фьордами. 

alamy / vostock photo
Фото: alamy / vostock photo


Но планировать поездку стоит с учетом особенностей здешней навигации. Помимо тоннелей и мостов дороги изобилуют паромными переправами. На некоторых маршрутах суда ходят регулярно и круглосуточно, а на других – только в дневное время и только три-четыре раза за день. Но найти информацию несложно: расписание и даже телефоны паромов есть в интернете и полностью соответствуют действительности.

Вместо паромов норвежские инженеры предлагают строить подводные плавучие тоннели. Разработка первого в мире подобного проекта для участка трассы E39 уже ведется. По мнению авторов идеи, конструкция позволит сохранить во фьордах навигацию и сократит автомобилистам время в пути. Также решение можно будет применять там, где геологические особенности и глубина фьордов не позволяют проложить обычные подводные тоннели в горной породе.